Интерьер квартиры в колониальном стиле
В отличие от модерна, примитивизма, минимализма, конструктивизма, постмодерна и т.д., колониальный стиль не является объектом исследования теоретиков и историков искусства. Причина проста: такой стиль никогда не являлся направлением в искусстве вообще, он был и остается достоянием исключительно искусства прикладного (в наибольшей же мере – моды и дизайна). Действительно, словосочетание «колониальный стиль» вызывает в памяти устойчивую картинку: английский джентльмен в пробковом шлеме и белом (светлом) летнем костюме с укороченными штанинами и рукавами курточки. Для поклонников неоклассического детектива может быть близкой другая ассоциация – этакий Эраст Петрович Фандорин, находящийся на борту „Левиафана“, разумеется, со всей описанной атрибутикой. Пример, может быть, не самый удачный, но зато легко узнаваемый всеми, кто читает современную „легкую“ литературу. Забавно и смешно, но в подобных сравнениях содержится огромная доля правдивой характеристики колониального стиля в его житейских приложениях, в число которых входит и оформление интерьера.
Итак, что собственно являет собой колониальный стиль дизайна? Это – вполне добросердечная (с оттенком симпатии) и простодушная пародия на жизнь и быт англичан, голландцев, португальцев, испанцев и проч., проживавших в ХVIII-XIX столетии вдали от своих родных мест на завоеванных территориях. Жить, как дома здесь было бы неудобно, с другой стороны, неудобно было бы растерять «в быту» признаки своего могущества. Отсюда, некий симбиоз староевропейской классики и местных условий, с которыми необходимо считаться. Именно подобная смесь классицизма и конформизма создала колониальный стиль, в котором европейские „приличия“ несколько нивелируются необходимостью нормально себя чувствовать в условиях, совершенно чуждых английским джентльменам или же испанским грандам. Весь этот пассаж затеян ради того, чтобы создать идеологию колониального стиля, которой, по большому счету, нет и быть не может, ввиду его пародийности и вторичности. Вторичность и отсутствие содержательных составляющих – суть причина, по которой колониальный стиль оставляет равнодушными теоретиков искусства и дотошных исследователей глобальных принципов эстетики.
Но, тем не менее, это была не очень удачная попытка создать идеологию колониального стиля, которой, на самом деле, не существует. А практика существует, и описать ее достаточно просто. Колониальный стиль в интерьере предполагает, прежде всего, использование определенных колоритных материалов (это может быть бамбук, черное дерево, в конце концов, глина и т.д.). Самое замечательное, что колониальный стиль на протяжении двадцатого века, безусловно, трансформировался, подвергся определенным изменениям, которые, собственно, и предполагает искусство пародии. Вовсе не обязательно, строить дома из перечисленных в примере материалов. Достаточно будет, чтобы экзотические сорта древесины, соломы или глины присутствовали в декоре. Второй отличительный, хотя и чисто внешний «знак» колониального стиля – фауна и флора. Флору всесильный европеец, безусловно, покорил и теперь она служит украшением его жилища, а с фауной поступил более жестко, поскольку для колониального стиля характерным является наличие в оформлении помещения голов убитых животных. Впрочем, с легкой руки Бриджит Бардо и других „защитников“ дикой природы (читай, создателей своего неповторимого имиджа), экзотические животные в интерьере могут быть и живыми (спорный вопрос – что лучше?). Третье необходимое звено для цепочки колониальности интерьера – эклектика. Имеется в виду, что создан стиль, при котором европеец „облагородил“ туземца, соединил достижения цивилизации с „местными происками, вполне рациональными“. У русских есть поговорка: „Пустите Дуньку в Европу…“. Колониальный стиль являет полную инверсию этой присказки: „Пустите образованного европейца в Африку, Азию, Южную Америку…“ и Вы получите, то, что называют ныне колониальным стилем (Про Северную Америку не стоит даже вспоминать, ибо, вряд ли, ее покорители были образованными и цивилизованными европейцами; а жаль – культура Майя и Ацтеков, побитая испанцами, но окончательно добитая США, ну, и, североамериканских индейцев, тоже была бы не лишней в искусствоведении, но на эту тему здесь рассуждать не станем).
Мы достаточно посмеялись над колониальным стилем дизайна интерьера, выявив его основных «три кита»: аутентичность материалов декора; наличие специфической флористики (и цветовой гаммы) с определенной колониальной атрибутикой (убитые животные, маски вождей, предметы культа, туземное оружие и проч.); эклектика (то есть, смесь европейского рационализма и образованности с местной прагматичной практикой). Тем не менее, есть два существенных возражения, свидетельствующих в пользу этого стиля прикладного искусства. Первое, что пародийность и эклектичность в рамках постмодернизма (а мы живем в эпоху „развитого“ постмодернизма) являются скорее достоинствами, нежели недостатками. Второе же, и будем надеяться – основное, состоит в том, что хороший вкус, чувство стиля, дизайнерское мастерство и фактор индивидуальных предпочтений (реальный, а не деланный фактор) способны превратить произведение прикладного искусства в произведение искусства, вообще, то есть, в объект, достойный общественного внимания, если общество, по-прежнему, будет являться критерием истинности, ну, уж, хотя бы прикладного искусства.
Добрая ссылка: купить структурированную воду
20.02.2011, 12124 просмотра.